Лечение и служение или как врачевать по-православному |
30.10.2015 09:14 |
Лечение и служение или как врачевать по-православному В начале октября в Санкт-Петербурге прошёл V Всероссийский съезд православных врачей. В нём участвовал протоиерей, к.м.н., врач-оториноларинголог детской областной больницы, председатель Новгородского регионального отделения Общества православных врачей России Алексей БОРИСКИН. «НВ» поговорили со священником и доктором о том, какие темы поднимались на форуме и как они связаны с государственной медициной. – Алексей Александрович, вы традиционно принимаете участие в данных съездах. Какова их основная задача? – Первый съезд состоялся восемь лет назад. И тогда к идее его проведения я отнёсся настороженно. По большому счёту не должно быть обособленной православной медицины, как и, например, журналистики, физики и т. д. Должен быть верующий человек, профессионально занимающийся своим делом. Иначе появляется риск навязывание своего мировоззрения зависимым от тебя людям, а в науке возможна подгонка своих исследований под нужный результат. Так быть не должно. К счастью, люди, приезжающие на съезд, как правило, в этом являются единомышленниками. Они хотят привнести в наше здравоохранение христианские ценности, т.е. отношение к врачеванию как к служению страждущему ближнему. – Какие темы поднимались на съезде в этот раз? – Он был посвящён традициям русской медицины. Так в частности говорилось о личности Евгения Сергеевича Боткина, лейб-медика последней императорской семьи, сына известного российского инфекциониста С.П. Боткина. Врач был расстрелян вместе с царской семьей, отказавшись оставить без медицинской помощи своего пациента царевича Алексия, страдавшего гемофилией и постоянно нуждавшегося в наблюдении и лечении. Опыт этого врача, его дневники показывают, как можно относиться к своей работе. Быть верным своему призванию даже до смерти. Этого сегодня нам очень не хватает. – Но в нынешних условиях медики и так работают сверх установленной нормы – Ситуация, действительно, как на войне. Так в нашем отделении должно быть 5 врачей, а есть всего двое. Половину нашей работы составляет работа с бумагами. Это, конечно, необходимо и для самого врача, чтобы ориентироваться в ведении множества пациентов, оценивать динамику и т.д. Но, в основном, это нужно для страховых компаний, контролирующих лечение и решающих можно ли его оплатить или наложить штраф, если что-то не соответствует стандартам. – Может пора государству обратить внимание на проблемы медиков. – Государство слишком абстрактное понятие. Из СМИ мы видим, что медицине уделяется много внимания и заботы. Но в реальности, иногда получается так, что пациент пришёл к доктору, а тот ему помочь не может, поскольку бумаги требуют срочного заполнения. – А в чём тогда видите кризис? - Кризис у нас духовный. Люди погружаются в проблемы, когда не имеют ценностей и ориентиров, на основе которых они могут выстроить свою жизнь. В результате занимаются тем, чем заниматься не надо, а нужные дела не делаются! – И всё же какие практические результаты дают подобные съезды? – Председатель Общества православных врачей Епископ Пантелеимон (Шатов), на съезде выступил с инициативой проводить для священнослужителей больничных храмов специальную учёбу. И я считаю это крайне необходимым. Дело в том, что в Новгороде сейчас действует много больничных храмов: в областной детской больнице, онкоцентре, 1-й и 2-й клиниках ЦГКБ, наркодиспансере, психиатрической больнице. Там более или менее налажена регулярная служба. Теперь назрела необходимость создания медицинского благочиния, в которое вошли бы священники, готовые проводить в больницах богослужения, организовывать работу сестер милосердия и добровольцев. А для этого, конечно, нужно пройти своеобразное повышение квалификации. Поскольку одно дело, когда люди приходят в обычный храм, и совсем другое – в больничный. Необходимо учитывать, что пациент из-за своего болезненного состояния не всегда может в полной мере выполнять какие-то церковные обряды, соблюдать посты и т.д. Он нуждается в том, чтобы ему уделили больше внимания и заботы, чем в обычном храме. Для некоторых, например, одиноких пациентов, необходима и дальнейшее общение и помощь после выписки. – Чем в больнице является храм? – Я бы сравнил его значение, со значением духа в теле человека. Больница живёт своей жизнью: в ней врачуется и тела и, часто, души пациентов. Ведь хороший врач оказывает ещё и психологическую помощь. Но не все в наших силах, как бы искусен не был доктор. Поэтому важно, чтобы верующий пациент имел возможность в больнице встретиться с Богом, получить от Него утешение, помощь, прощение грехов, а в Православной традиции это совершается через церковные таинства. Часто случается, что пациенты, приехавшие из дальних уголков области, только в новгородских больницах имеют возможность посетить храм, встретиться со священником. Кроме того, и медицинский персонал нуждается в духовной поддержке. – А как должны выстраиваться взаимоотношения между православным врачом и его неправославным пациентом? – Мы лечим пациентов независимо от их веры, национальности или положения в обществе. На операционном столе все люди одинаковы! Православный врач должен стараться быть профессионалом в своей области медицины, и ни в коем случае не подменять недостаток знаний и опыта религиозными обрядами и нездоровым мистицизмом. Я категорически против того, чтобы медицинский работник навязывал пациенту свою веру. Ведь пациенты в той или иной степени всегда от нас зависимы, а насилие в духовных вопросах недопустимо! Давно известна мудрость, что невольник – не богомольник. |