Диалог церкви и медицины |
Заместитель главного редактора православного журнала «Фома» Владимир Гурболиков дал интервью газете «Медицинская правда»,сделав попытку поднять столь наболевший для медиков вопрос:чем Русская православная церковь может помочь российской медицине, особенно сейчас? Журнала «Фома» ориентирован на очень широкую аудиторию верующих и неверующих людей и неоднократно писал о медицине.
– Мне кажется, что сейчас в отношении того, как православие относится к медицине, существует очень много предубеждений и предрассудков. Думаю, они тесно связаны с нагнетаемым СМИ общественным недоверием, которое очень остро чувствуют на себе все врачи и медицинские работники. Мы постоянно видим, особенно по центральному телевидению, слушая объявления о помощи, материалы, напоминающие о временах «дела врачей». Создается впечатление, что врачи – это убийцы в белых халатах, делающие все для того, чтобы лишить своих пациентов здоровья. Повсюду звучат выражения «врачебные ошибки» и «врачебные преступления», между которыми журналисты ставят знак равенства. Параллельно этому идет огромный поток полуоккультной, псевдомедицинской информации, какое-то количество такой информации проходит якобы от имени церкви.
Мне самому, как человеку, пережившему онкологическое заболевание, пришлось сталкиваться с псевдоправославной литературой, в которой обещают исцелять и ссылаются на неких православных старцев. Например, книжечка, рассказывающая, что некие старцы давным-давно знают секрет исцеления от онкологических заболеваний, заключающийся в очень простом рецепте: принимать несколько раз в день водку с подсолнечным маслом, и якобы люди от этого исцеляются. Подобного рода литература на самом деле никакого отношения к церкви не имеет. Я надеюсь, что в ближайшее время заработает механизм присвоения книгам грифа Издательского совета Русской Православной церкви, т.е. подлинно церковная литература будет прочитываться и выходить в свет с подтверждением, что она выпускается от имени церкви. А псевдоправославные книги окажутся под запретом, не будут ассоциироваться с церковью как таковой. Я на это очень надеюсь, поскольку это псевдоправославие, псевдоизмышление.
На страницах журнала «Фома» мы писали о печальных результатах опытов над своим здоровьем. Одна из многодетных матерей, у которой выявили онкологическое заболевание, узнав от врачей, что у нее появились метастазы, отказалась от нормального лечения и перешла на «лечение», подобное вышеописанному. Через несколько месяцев ее не стало, хотя современные медицинские средства позволяли бороться за ее жизнь. И, возможно, дети не потеряли бы свою маму, если бы не эта лжеинформация. В этом смысле церковь заинтересована в борьбе с псевдонаучными теориями не меньше, чем медработники, так как основная цель церкви – спасение души человеческой, но не лишение человека разума. Слепая вера в какие-то заповеди старцев и т.д. делает человека скорее язычником, чем христианином. Ведь христианин должен сознательно относиться к своему телесному и духовному здоровью. Большинство священников не посоветуют своим чадам лжемедицину.
Но есть и более важное и глобальное в моем понимании этой проблемы. Как я говорил в начале разговора, мы имеем дело с попыткой совершенной дезориентации в обществе миссии врача, его роли, того, что такое медицина и как к ней подходить. Мы имеем дело с огромной проблемой, связанной с медицинской этикой. Обычно в церкви идет диалог о биомедицинской этике, связанный с проблемами современных генетических разработок. Однако это не самый острый вопрос, потому что он касается передовых научных разработок, но не широкого круга врачей. Главное, что в настоящее время медику очень трудно понять, как вести себя в условиях потребительского отношения к его труду, развития коммерческих подходов в медицине, страховой медицины, когда каждый шаг его контролируется финансовыми работниками, как ему в этих условиях при нищенской заработной плате не стать вымогателем средств, остаться верным помощником зачастую таких же нищих, ищущих помощи людей (пациентов). Это самая главная нынешняя дилемма и ее нельзя решить без осознания изначального смысла своего служения. Мне кажется, что без веры, без обращения к духовным ценностям, без обращения к Евангельским ценностям решить этот вопрос сложно, особенно новым поколениям людей, которые входят в медицину. Потому что есть сферы, в которых помогает только глубокая убежденность в том, что дело, которое ты делаешь – важно в любом случае, независимо от оплаты твоего труда, от отношения общества. Понимание того, что твое дело – дело Божеское, дело благороднейшее, дает человеку возможность выжить, остаться Настоящим Врачом с большой буквы.
Христианство здесь очень важно и в плане того, что оно отучает людей (пациентов) от осуждения. На чем основывается позиция современного пациента? Ему внушают через СМИ, что медицина – это сфера обслуживания, которая решит любую твою проблему безошибочно и на самом высоком уровне, если ты достаточно заплатишь. Каждая ошибка врача, каждая сложная или конфликтная ситуация, которая возникает, трактуется как преступная. Возникает некое обожествление врача, который может все, при том, что врач – это не Бог, это такой же человек, как и его пациент, и он не в состоянии в какой-то момент избежать ошибки.
С одной стороны, врачу нужна и молитва. Великий медик архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), причисленный к лику святых в РПЦ, постоянно молился перед каждой операцией. Будучи прекрасным специалистом в гнойной хирургии, всегда трепетал перед возможной ошибкой и стремился сосредоточиться и обратиться к Богу, чтобы операция прошла успешно. Точно так же и современному врачу нужно понимание, чувствование, что он человек и он не всемогущ, ему не нужна гордыня. А с другой стороны, пациенту нужно понимать, что не все в руках врача. Врач – это такой же соучастник чуда лечения, которое происходит или не происходит вопреки всем стараниям врача.
Христианство требует через Евангелие, через проповедь Христа: не судите. Оно таким образом объективно противостоит отношению, складывающемуся сейчас в обществе, которое, на мой взгляд, является не столько настроением народного большинства, сколько попытками внедрить в медицину коммерческие принципы и просто изменить положение врача и ухудшить его. Вот в этой сфере церковь и вся просвещенная часть людей церкви являются безусловно союзниками медицины, союзниками всех врачей, медицинской науки. И Церковь может давать людям, медикам ,в этом тяжелом положении, ответ на вопросы: зачем мы продолжаем работать вопреки такому настроению общества, вопреки безденежью, вопреки огромным рискам, почему мы остаемся верны этой профессии.
В нынешней ситуации любой врач, верный своему призванию, врач-бессребреник, отказывающийся мерить свои отношения с больными деньгами, – не безверующий, даже если он себя не считает православным, мусульманином, даже если он считает себя атеистом. Надо иметь глубокую веру в свое призвание, веру в свой долг, чтобы оставаться такими, какими остаются, слава Богу, многие наши врачи. И думаем, что диалог о вере с церковью очень важен, много надо сделать, чтобы изменить то умонастроение и в самой медицинской среде, и в обществе, многое противопоставить нынешней неразберихе, осуждению.
Этот диалог давно нужно вести на страницах печати, в том числе медицинской, не для того, чтобы проповедовать какие-то псевдонаучные теории, церковь не признает эти теории (только что я получил информацию, что Издательский совет запретил книги по телегонии, о лжемедицинской, лжебиологической теории). Не для того, чтобы врачи предлагали больному чудо Божие вместо таблетки. Церковь никогда этому не учит. И нам нужно понять, что же проповедуется наиболее просвещенными людьми церкви в отношении медицины, медицинской этики, долга врача, взаимоотношений пациента и врача. Мы должны осознать, что этот диалог очень плодотворен и крайне важен в настоящее время.
Беседу вела А.Н.Инькова.
|
Зарегистрироваться
Технические вопросы
Наш сайт создан недавно, возможны ошибки, опечатки, проблемы с регистрацией и т. п.
По всем этим вопросам вы можете связаться с администратором по email: [email protected].
Также мы будем рады услышать ваши предложения и замечания по содержимому сайта на адрес [email protected].